← на главную
Нашли ошибку? Сообщите, пожалуйста, о ней. Выделите ошибку и нажмите ctrl+enter.

Дневник — зеркало души

читать: всё сразу по категориям поиск

подписаться на рассылку: рассылка по email Twitter

14 августа 2015 в 19:45
Восхождение на Казбек
Ещё несколько лет назад, мы с Олегом планировали восхождение на Эльбрус. Но как-то всё не складывалось и не было возможности, потом денег, потом и того и другого. И вот внезапно подвернулась возможность вместе с Кавой сходить на Казбек. Решение приняли мгновенно — идём!
Основная группа (а было около 50 человек) ехала в Грузию на автобусе. Из-за ситуации на востоке нашей страны, пришлось ехать не через Донецк, а через Харьков, потом Воронеж, Ростов-на-Дону и дальше уже в Грузию. Планировалось всего около 40 часов пути. Меня Олег уговорил полететь на самолёте, потратив больше денег, но сэкономив моральные силы для похода. Поэтому мы полетели из Киева в Тбилиси. Оттуда, сев на рейсовую маршрутку, мы отправились в Гергетти — село на высоте около 1 700 метров, где должны были состыковаться с основной группой, которая по планам уже должна была быть там. Нужно отметить, что водители, а особенно таксисты в Грузии — настоящие лихачи. На такой сумасшедшей скорости по горным серпантинам я не ездил со времён Вардана в Судаке. При этом, конечно, водитель курил, говорил по телефону и всячески отвлекался от дороги.
Приехав в районе 5-6 вечера в Гергетти мы связались со старшим нашей группы и выяснилось, что их не пустили на границе Россия-Грузия. Сказали что вечером граница закрывается (что очень удивительно, ведь из Грузии в Россию круглосуточно открыта граница). В итоге ребятам пришлось провести ещё одну незапланированную ночь в автобусе, а нам — в ближайшем хостеле. Зато, мы первые из всей группы увидели на горизонте Казбек.

Казбек — вторая по высоте вершина Кавказа. Высота — 5 033 метра. Альпинисты к этой горе подходят за несколько дней, потом разбивают базовый лагерь на высоте примерно 4 000 — 4 200 метров и оттуда уже штурмуют вершину. Так, по крайней мере, делает большинство. Конечно, есть сильные и здоровые люди, которые проходят это расстояние за более короткий срок и штурмуют вершину раньше. Но, мы были зелёные, неопытные, поэтому торопиться нам было некуда.

День первый
С утра мы встретились с основной группой, распределили еду (у каждого в итоге получилось в районе 4-5 кг еды), вручили каждому по баллону с газом и пошли вверх. Ближайшая цель — церковь на высоте 2 100 метров. Туда мы добрались без особых проблем, так как сил было много, опыта мало, поэтому шли быстро.

На большом плато в нескольких сотнях метров от церкви было решено разбить лагерь. Чем мы и занялись.

У нас у всех были спальники, рассчитанные на -10 — -15 градусов комфорта, поэтому этой ночью нам всем было очень жарко, ведь температура была плюсовая.
Я думаю, сложно не заметить флаг, который мы с Олегом разработали и распечатали специально для восхождения. Да и вообще, после этого похода у нас наверняка будет ещё много приключений, поэтому нужен был свой флаг.

Сразу после нашего обеда зарядил приличный дождь (а погода в горах меняется просто на глазах). Поэтому несколько часов мы сидели в палатках, отдыхали и мысленно просили бога гор послать нам хорошую погоду для успешного восхождения.
После дождя мы вышли на небольшую радиальную прогулку ради акклиматизации. Тут нужно отметить, что хотя на этой высоте никаких признаков горной болезни не ощущается, всё же было страшно подхватить симптомы, поэтому мы делали всё необходимое для профилактики. В частности, мы ходили в акклиматизационные выходы, которые заключаются в том, что мы налегке набирали 200-300 метров высоты, находились там какое-то время и спускались вниз.
Вернувшись с этой прогулки мы отправились спать, предвкушая завтрашний переход, во время которого мы должны были набрать около 500-600 метров высоты.

День второй
Второй день начался рано. Хотя через пару дней, для меня стало уже привычкой и не вызывало никаких сложностей, проснуться в 7 утра и быть готовым к выходу уже через час.

Наша большая группа, состоявшая из 50 человек (а может и больше, не суть), была разделена на несколько подразделений, у каждого из которых был свой инструктор. Эти подразделения были в принципе независимы и могли идти собственным темпом и собственным маршрутом, если было такое желание. Наше отделение не любило ждать и мы всегда раньше всех выходили из лагеря и первыми разбивали палатки на месте ночёвки.
Интересная и новая для меня особенность выяснилась в этот день. Оказывается, тут есть ребята с лошадями, которые за символические 100$ готовы взять наши рюкзаки и затащить их на метеостанцию (высота 3 500 метров, о ней позже). Благодаря этому, желающие могли бы сэкономить силы в этот и следующий дни (потому что до метеостанции мы с рюкзаками планировали добираться 2 дня). Двое людей из нашего отделения решили воспользоваться услугами этих лошадок и даже взяли рюкзаки наших девочек. Поэтому они вчетвером шли налегке только с трекинговыми палками впереди нас.
Кстати, в этом походе я для себя открыл пользу трекинговых палок. Поначалу с ними идти было очень неудобно, сложно, руки излишне напрягались и уставали, а польза ощущалась слабо. Но уже через несколько часов я понял, что если их опустить пониже (чтобы, когда палка стоит на земле, локоть быть согнут почти на 90 градусов), то на них можно немного опираться и они помогают держать равновесие. После этого идти стало немного легче. Особенно спускаться. И подниматься. И идти по равнине.

Нашей первоочередной целью был перевал (ниже на фотографии его видно справа на горизонте)

Высота на перевале — 2 800 метров. Оказалось немного сложнее, чем казалось изначально. Возможно ещё не "вшагался", возможно слишком быстрый темп взял. Позже нам наш инструктор расскажет как правильно и эффективно можно ходить, что бы сохранять дыхание и темп на протяжении многих часов.

В итоге мы добрались до перевала, где отдохнули и немного подождали следующие подразделения.

После перевала нас ждал небольшой спуск к горной реке. Она была полноводная и бурная, поэтому перейти её по камням нам не удалось и пришлось форсировать её вброд. Сняв обудь и закатив штаны выше колен, мы по-очереди переходили реку. Течение было достаточно сильным, чтобы в случае чего легко повалить человека в воду.
А на другой стороне уже спускались с метеостанции лошадки, которые заносили рюкзаки ребят из нашей группы и не только.

Около 14 часов дня мы разбили лагерь и покушали. На этой высоте, должен сказать, уже начинала немного болеть голова от перепадов давления. Простейшая операция по установке палатки, казалось, требовала в два раза больше сил. Даже поднять с земли кружку и выпрямиться стоило одышки на несколько секунд. Но, после кружки горячего сладкого чая, это чувство быстро прошло.
Опять же, ради акклиматизации мы сходили налегке к леднику в километре от нашего лагеря, сделали несколько фотографий на фоне горы, которая увеличилась и начинала казаться всё более и более огромной.

Такой вот прекрасный вид был из нашей палатки в этот день.

День третий
Первый ледовый опыт.
Хоть этот ледник и простой, мы всё равно одели кошки, взяли в руки ледорубы и медленно-медленно пошли вверх по леднику.

Угол наклона ледника был достаточно крутой, было много трещин и ручейков. Так как это был открытый ледник (без снега), мы отчётливо видели все трещины и легко их обходили стороной.

Я наконец-то прислушался к тому что говорил Андрей — наш инструктор. Он говорил о том, что идти нужно очень и очень медленно. Еле-еле переставляя ноги, делая каждый раз очень маленький шаг, гораздо меньше того, который, как кажется, ты можешь сделать, учитывая запас сил. "Темп загнанной лошади", как он выразился. В этом на самом деле кроется огромный потенциал, потому что такая техника даёт возможность идти час, а то и полтора часа вверх по склону, не останавливаясь на отдых, не сбивая темпа, а главное — практически не сбивая дыхания. Первый день мне то и дело приходилось себя одёргивать и усилием воли заставлять делать короче и медленнее шаги.
После ледника мы поднялись ещё выше по сыпучей морене до метеостанции на высоте 3 500 метров. Здесь нас уже ждали ребята, которые ещё вчера за лошадками налегке добрались сюда.

Это здание заброшенной метеостанции, где за небольшую плату можно переночевать в относительном уюте (как минимум не в палатке, а на двухъярусной кровати). Но наша задача заключалась в том, чтобы пройти ещё несколько километров и там уже разбить базовый лагерь, в котором мы должны были провести несколько дней.

Через несколько часов мы добрались до места, называемого "кресты". Тут и разбили лагерь.

Акклиматизация шла хорошо, за исключением того, что любое физическое действие (даже поход в туалет) вызывало одышку, как будто затащил мешок картошки на 5-ый этаж.
Начало припекать солнце. А на такой высоте, если не пользоваться солнцезащитным или другим увлажняющим кремом, ожог можно получить очень быстро. У меня начинали сгорать даже мочки ушей, поэтому приходилось одевать капюшон или шапку.
Такой вот вид из палатки должен был я наблюдать следующие несколько дней. Красотища невероятная!

День четвёртый
Если в предыдущие дни мы ходили в акклиматизационные выходы по-желанию, то в этот день всё наше и соседнее подразделение должны были идти на плановый выход на высоту 4 200 метров для акклиматизации. Мы взяли лёгкие рюкзачки и пошли. Через пару часов были в районе закрытого ледника (покрытого слоем снега). В очередной раз я убедился в том, что даже если ты делаешь мизерные шаги вперёд, они всё равно приближают тебя к цели.

Были места на леднике, где виднелись большие трещины. У некоторых из них даже не было видна дна. Но мы, по беспечности, перепрыгивали через них не осознавая всей опасности. Перед нами метрах в 30 провалился парень под снег в трещину. Он был в связке со своими товарищами, поэтому они смогли его задержать и вытащить. Но, он всё равно, похоже, вывихнул плечо и поэтому дальше вниз его товарищи вели под руку. Это был первый сигнал нам.

Мы одели страховочные системы, пристегнулись друг к другу верёвкой для страховки и дальше уже шли более осторожно, но всё равно расслаблено. Поднялись до высоты 4 000 метров и там остановились перекусить и выпить чаю. Приятно было то, что у нас с собой были горелки и можно было даже на снегу, растопив его, выпить горячего чая. Наши инструктора решили выше не подниматься (хоть цель была на сегодня 4 200 метров), потому что время уже было обеденное и солнце подтопило снег. Была повышенная вероятность того, что можно провалиться в трещину.
Буквально в 50 метрах от нас с вершины спускалась компания ребят, поляки, кажется. Мы им указали направления движения, но они решили, видимо напоследок ещё сфотографироваться на леднике. Одна из девушек, без страховки и без каски, отошла на несколько метров от своей компании и прямо у нас на глазах провалилась под снег в трещину метров на 25-30. К сожалению, она была без страховки, поэтому её друзья никак не могли ей помочь. Наши старшие бросились на помощь, организовали целый комплекс из верёвок, карабинов и ледорубов, чтобы спустить в трещину к девушке опытного альпиниста, он пристегнул к ней систему и мы уже все вместе тащили верёвку с ним и с девушкой. Около часа продолжалась спасательная операция. В итоге нам удалось вытащить девушку на поверхность. Она была в сознании и даже смогла рассказать что, по её ощущениям, у неё были сломаны рёбра, руки и разбита голова (от падения с высоты 25 метров). Мы укутали её в спасательные одеяла и один их наших побежал вниз (только там была связь), чтобы вызвать спасателей. Спустить девушку в таком состоянии вниз было практически невозможно, поэтому ей оставалось только ждать вертолёта.
Вертолёт смог прилететь только через 2 часа. Но медики, прибывшие на помощь, к сожалению, констатировали смерть девушки от черепно-мозговой травмы.
Вернувшись в лагерь, мы грелись, приходили в себя от такого эмоционального дня, который дал нам понять одну, как обычно, очень простую истину: в горах нужно всегда ходить со страховкой. Даже если кажется что всё вокруг спокойно и безопасно.

День пятый
Это должен был быть день отдыха. Полноценного отдыха, безделья в течении всего дня. Но, находясь под сильным впечатлением от вчерашнего, мы собирались провести серию теоретических и практических занятий. Мы и так должны были это делать, но через день-два. Андрей рассказывал и показывал нам узлы, страховочные системы, принципы и приёмы самостраховки и самозадержания. Мы вышли на небольшой снежный склон рядом с нами и вместе тренировались ходить в связке верх-вниз, учились ходить по "перилам" и останавливать себя, если вдруг сорвался со склона и покатился вниз. Как говорится: "гром не грянет — мужик не перекрестится". Если бы не этот случай с девочкой, совсем не факт, что мы бы провели такие занятия.

Вернувшись в лагерь нас ждала ещё одна неожиданная и очень неприятная новость.
Рядом с нами в палатке были двое людей: парень и его подруга. Вроде как тоже поляки, а может чехи. В тот этот день они вдвоём с утра пошли на восхождение. Причём мы с ними с вечера общались и девушка была одета в джинсы, рубашку и какую-то курточку. Они утверждали, что уже куда-то там ходили на восхождения, поэтому всё знают. В итоге после возвращения с занятий нас встретил этот парень и с бледным лицом рассказал что не знает где его подруга. По его словам, они вышли рано утром вместе, потом на леднике он остановился чтобы одеть "кошки" и немного передохнуть. Она сказала, что пойдёт вперёд и пусть он её догоняет. Он пошёл за ней, дошёл до самой вершины, но уже там оказалось что это не она, а другая девушка. В итоге, где его подруга, он не знает. Мы пытались выяснить, где же они разделились. Всё сводилось к тому, что скорее всего, она свернула не по тропе и провалилась в трещину. А там их много и они очень глубокие. Мы вызвали спасателей, парень тот ещё пару дней был на горе, ходил, искал свою подругу, но так и не нашёл...
Так мы на самом плохом примере усвоили то, что в горах ни в коем случае нельзя разделяться.

А на следующий день нам самим предстояло восхождение. Инструктора решили сместить день восхождения на 2 дня раньше срока, потому что была хорошая погода, но она обещала испортиться буквально через день. И вот после таких трёх случаев, нам нужно было каждому решить, пойдёт ли он на вершину, или останется в лагере, подальше от потенциальной смертельной опасности.

День шестой. Восхождение
Несколько человек, в итоге осталось в лагере. Среди них, к моему, конечно, большому сожалению, остался и Олег со своей девушкой Сашей. Они засомневались в том, что в случае опасности, группа новичков сможет быстро сориентироваться и застраховать друг друга. Поэтому флаг Dima&Oleg я нёс сам и с гордостью развернул его на вершине. К сожалению, в одиночку...
С вечера я собрал штурмовой рюкзак. Возможно кому-то поможет список вещей на мне и в рюкзаке, которые я брал на восхождение. Вот они.
  • На себе
    • носки
    • ботинки
    • бахилы
    • штаны лыжные
    • термоштаны
    • термокофта
    • лёгка кофта-гольф
    • мембранная не продуваемая лёгкая куртка
    • перчатки флисовые
    • шарф
    • солнцезащитные очки
    • шапка
    • шлем
    • ледоруб
  • В рюкзаке
    • "кошки"
    • верхонки (очень тёплые перчатки. Так и не пригодились)
    • термос
    • флиска
    • GoPro
    • сменная батарея для GoPro
    • фотоаппарат
    • сменные носки
    • маска лыжная (так и не пригодилась)
    • фонарик
    • подшлемник
С таким набором вещей в 2 часа ночи мы проснулись и в 3 часа ночи вышли из лагеря. Нам предстояло набрать 1 100 метров высоты за сегодня и спуститься вниз как можно раньше. Я первый раз шёл глубокой ночью. Луна светила очень ярко, поэтому мы включали свои фонарики через одного, для экономии батареек. Было очень здорово и красиво наблюдать за всей нашей огромной группой, когда мы подсвечивали себе дорогу фонариками. Это выглядело как цепочка светлячков, идущих по делам.
Примерно в 6:30 мы остановились на привал на высоте 4 200 метров. Уже начинало светать и, хоть солнце ещё не показалось, было очень светло. Мы одели кошки, страховочные системы, связались верёвкой друг с другом и медленно, очень медленно, пошли вперёд и вверх.

Казбек могуч. Я знал, что 5 000 метров это сложно, но даже не думал что настолько. Тропа, если можно так назвать следы впередиидущих альпинистов, шла круто вверх по горе. Нам приходилось идти траверсой. Из-за этого набор высоты шёл очень медленно. За час мы набрали около 90 метров, а впереди было ещё 900.

Иногда тропа поворачивала ещё круче по склону и тогда уже практически отталкивая руками от земли приходилось карабкаться наверх. Нужно также отметить, что склон был в районе 40-45 градусов, а это значило, что если оступиться и начать катиться вниз и не успеть себя остановить за первые 10-20 метров, дальше скорость становилась бы слишком большой и можно было бы улететь очень далеко, потащив за собою всех остальных ребят в связке. А ещё добавляло сложности то, что на такой высоте мышцы постоянно недополучают кислород и им кажется что сил уже нет. Мышцы дают сигнал мозгу о том, что уже нет сил, нужно останавливаться и дальше никто никуда не пойдёт. И только психологическая сила и знание того, что ты сможешь, помогала идти дальше. И, конечно же, когда на привалах окидывал взглядом горизонт, становилось невероятно приятно и тепло. Ведь вокруг такая красотища была. Большинству живущих на земле никогда такой не увидеть. Это помогало и поддерживало стремление всё-таки добраться и покорить вершину.
Примерно через 7 часов мы оказались на седловине. Отсюда открывался вид на последний рывок, который нужно было сделать, что бы оказаться на высоте 5 033 метров.

Конечно, фотография совершенно не передаёт угла наклона этой горы. Когда мы подошли поближе,то что бы увидеть вершину, приходилось в буквальном смысле этого слова, запрокидывать голову вверх. Расстояние было небольшое, но мы сделали 4 зигзага из стороны в сторону, что бы в итоге зайти на вершину!

Какая же красота! Как пел Высоцкий: "Весь мир на ладони — ты счастлив и нем и только немного завидуешь тем, другим — у которых вершина еще впереди". Так и есть. Нам повезло с погодой, мы видели горизонт на десятки километров вокруг.

Ради такого вида однозначно и всенепременно стоило подниматься. Тут и воздух чист, и мысли очищаются от ненужного хлама. Ты стоишь на вершине и понимаешь, что испытание твоего тела и, что самое главное, твоего духа, прошло успешно.

Конечно, как говорят опытные альпинисты: "Поздравлять друг друга будете, когда спустимся. Пока ещё рано". Но, эмоции всё равно зашкаливали, поэтому мы радовались и поздравляли друг друга с этим достижением!

Олег, заявляю тебе, я больше не хочу поднимать этот флаг в одиночку!

Мы провели на вершине минут 15. Задерживаться нельзя было, потому что в любой момент погода могла начать портиться и тогда спуск стал бы ещё сложнее, а он нам предстоял и так очень нелёгкий по всё такому же крутому склону. Через 6 часов мы были в лагере.

День седьмой
Я планировал этот день полностью отдыхать, восстанавливать силы после вчерашнего восхождения и просто ничего не делать, наслаждаясь удовлетворением от покорения вершины. Но, Олег и Саша собирались спускаться вниз в Гергетти. Мы, конечно, могли бы ещё на следующий день пойти на Спартак (более низкая вершина возле Казбека), могли бы походить на соседние вершины, которым ещё не дали названия. Но, в самом деле, делать этого не хотелось. Наша цель — восхождение на Казбек — была выполнена, поэтому я, и всё наше отделение решили спускаться вниз в село, из которого шесть дней назад вышли.

Спуск занял всего полдня. Мы помнили дорогу и без проблем спустились вниз. Нам уже некуда было торопиться, рюкзаки были лёгкими без еды и баллонов с газом.

Но, хоть мы только-только побывали на вершине, каждые пару сотен метров мы оборачивались и смотрели вверх на огромный пятитысячник — Казбек.

Спустившись до самого села, мы поселились в хостел, приняли душ, покушали, отдохнули и решили на следующий день поехать в Тбилиси. У нас было ещё 2 дня в запасе, пока вся остальная группа спустится с гор.
Так мы и сделали. С утра поехали на маршрутке в Тбилиси, два дня там погуляли. Я думаю, сделаю отдельную запись о том, что мы там видели, где жили и какие впечатления остались об этом городе.
А так же, немного позже, сделаю обзор своего рюкзака, с описанием того, какие вещи я брал с собой в поход, какие пригодились, какие — нет, а чего не хватило.

А Казбек теперь навсегда останется у меня в памяти как строгая и сложная, но при этом восхитительно красивая вершина кавказских гор.

P.S. Хочу сказать спасибо нашему инструктору Андрею за то, что он нас довёл до вершины и вернул назад. Так же спасибо Каве и Днепропетровской федерации альпинизма за предоставленную возможность побывать на такой красивой вершине. Спасибо Славе за фотографии и хорошую компанию. В любом случае, Олег, круто ты был рядом в этом походе. И, конечно, нельзя было не заметить что автором многих фотографий является Иванченко Максим (надеюсь, он не против, что я их использовал для своего отчёта).